Музей
Община

Маршал Пилсудский: была ли нужна ему и полякам Латгалия?

Вторник, 27 янв 2015, 16:53 www.grani.lv

Прошло ровно 95 лет с момента приезда в наш город главы государства Польского Юзефа Пилсудского. 27 января 1920 года в Двинске маршал Пилсудский встретился с латвийским генералом Янисом Балодисом. Двинчане радушно встретили высокопоставленных гостей и душевно благодарили их за свое освобождение от большевистского гнета.

Еще до подписания тайного латвийско-польского соглашения о совместном освобождении Латгалии от «красных», большинство латвийских политиков серьезно опасались, что после этой военной операции Польша захватит власть в латгальском регионе, в котором проживает большое количество поляков. Некоторые историки до сих пор полагают, что Речь Посполитая в те годы проводила реализацию плана «Польша от моря до моря», и если бы не наступление Красной армии на Варшаву летом 1920 года, из-за чего поляки покинули Литву, то Латгалия вместе с нашим городом вошла бы в состав польского государства. Но история, как известно, не терпит сослагательного наклонения. Поэтому приведем исключительно факты на тему «польского следа» в наших краях.
 
Кто в городе хозяин?
 
В первые месяцы 1920 года этот вопрос задавался всеми жителями Двинска. И пусть до ситуации, показанной в фильме «Свадьба в Малиновке» было далеко, многие горожане абсолютно не понимали, кто правит в городе и кому подчиняться. Из Двинска только что выгнали большевиков, здесь появились польские и латышские войска. В городе действовала польская военная комендатура, которой были подчинены польские войсковые части. Находился здесь и комендант, назначенный от правительства Латвии – капитан Янис Эвертс. Официально, спустя неделю после освобождения города, заявлялось, что «гражданское управление в Двинске и его окрестностях перешло уже к органам Латвийского правительства» и «последовали уже все необходимые назначения, а чиновники выехали на места своего назначения». На самом деле ситуация была далека от описываемой в официозе практически весь январь. К польским войскам в городе двинчане относились с большой опаской. Поляки не только заняли практически все свободные городские помещения, но и, как сообщает газета «Сегодня», реквизировали продовольствие. В обращении находились три вида денег: латвийские, советские и польские. Это затрудняло торговые отношения.
 
Еврейский вопрос
 
С приходом в город польских войск 3 января 1920 года среди двинчан поползли слухи о том, что при занятии Двинска польские военные очень жестоко обходились с евреями. Эти сведения просочились в прессу. Польский консул господин Сальцевич поспешил это опровергнуть, заявив, что „сведения об антиеврейских выступлениях, будто бы имевших место, не соответствуют действительности”. Конкретных доказательств тоже не было, но, как известно, дыма без огня не бывает. Несомненно, еврейское население Двинска боялось установления польского диктата. В середине января в Двинск прибыла делегация следственной комиссии Народного Совета. Их целью было наладить взаимоотношения отдельных групп населения и внести успокоительную струю в нервную атмосферу города.
 
«Я с удовольствием могу констатировать, что правительству удалось назначить на столь ответственные места людей, вполне соответствующих своему назначению. Хочу еще отметить, что на собрании представителей местного еврейского населения (составляющего большинство жителей Двинска) мне удалось изложить основы латвийской государственности и особенно подробно остановиться на перспективах счастливого национального сожительства в Латвии. Присутствовавшие прониклись верой в установление национального мира в Латгалии и в счастливое будущее латвийского еврейства. В частности, раввин благословил Латвию за доброжелательное отношение ее властей к евреям», - заявил член Народного Совета Л. Фишман после этой поездки.
 
Итоги встречи
 
Так для чего встречались два военных высокопоставленных лица Польши и Латвии 27 января? В этот день они обсудили вопрос дальнейшего сотрудничества обеих армий. Пилсудский хотел, чтобы в наступлении против Советской России, которое готовилось на весну, Латвия была бы рядом с Польшей, став составным элементом федерации государств Центрально-восточной Европы, объединенных под эгидой речи Посполитой. Однако Латвия, достигнув своих этнографических границ, потеряла интерес к сотрудничеству с Варшавой. Контингент польских войск начал покидать Латгалию и Двинск в апреле месяце, последние польские военные ушли отсюда летом.
 
В июне состоялись первые выборы (при новой латвийской власти) в городскую думу. Примечательно, что в нее выбрали 19 поляков (на первом месте оказались евреи – их в думу было выбрано 20 человек). Но и здесь польской диаспоре не повезло – часть из них не имела латвийского гражданства. Разразился конфликт на внеочередном думском заседании, которое члены польской фракции демонстративно покинули.

Маршал Пилсудский: была ли нужна ему и полякам Латгалия?